23 сентября на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии состоялся всероссийский семинар с международным участием «Роль русского жестового языка в образовании и сопровождении лиц с нарушениями слуха», организованный доцентом кафедры коррекционной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Кожановой Татьяной Михайловной. Проведение семинара было приурочено к празднованию международного дня жестовых языков, учрежденного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. География участников была широкая: МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко», г. Луганск, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Институт социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», школа жестового языка «Образ», г. Санкт-Петербург, ГБПОУ города Москвы «Колледж малого бизнеса №4» «Структурное подразделение детский сад №288» г. Москва и др. Открыл семинар декан факультета доктор педагогических наук, доцент Кожанов И. В., отметивший, что целью данного дня является распространение информации о жестовых языках и укрепление их статуса. На семинаре были затронуты вопросы современных тенденций в сфере применения русского жестового языка в образовательных организациях, а также в системе сопровождения неслышащих; обмена практическим опытом; развития творческого потенциала специалистов, педагогов, ученых и студентов. Участники семинара Алексеева О.И., Федотова А.Е., Кожанова Т.М., протоиерей М. Павлов, Замикова А.П., Осипова А.С., Курбанова А.О., Сабурова М.М. (Чебоксары), Виногоров М.М., Васильева В.(Йошкар-Ола), Максимова А.В. (Москва), Заварицкий Д.А. (Санкт-Петербург), Варинова О.А. (Новосибирск), Чукарина И.Н., Черных Л.А., Замиралова О.В. (Луганск, ЛНР), Дворецкая М.Г., Тенитенко Т.И., Мордовцева Ю.М., Трубицина А.Н., Ярцева П.В., Венюкова Е.А., Попова С.С. (Волгоград) представили доклады по следующим основным направлениям:
- Русский жестовый язык в образовании детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха.
- Актуальные вопросы применения русского жестового языка в профессиональном образовании.
- Особенности перевода церковной лексики на русский жестовый язык.
- История возникновения и развитие русского жестового языка и дактилологии.
- Развитие творческих способностей детей средствами жестовой песни.
- Жестовый язык в современном обществе.
Т. М. Кожанова