Факультет по праву гордится своими выпускниками! Многие из них работают не только в России, но и за рубежом, продвигая и повышая репутацию родного педагогического университета. Одна из них – Елена Колесниченко, окончившая факультет в 2008 году по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью "Иностранный язык". В 2018 году Елена успешно защитила магистерскую диссертацию "Роль капоэйры в психологической и социокультурной адаптации международных студентов" (Нидерланды) и стала магистром педагогических наук. Данную тему она выбрала неслучайно. Как и другие международные студенты она столкнулась с трудностями. Наука свидетельствует, что международные студенты подвержены большей депрессии, тревожности и стрессу, чем местные студенты. Среди немногих факторов риска ментальных проблем такие, как требования к социокультурной адаптации, языковой барьер, финансовые трудности, разлука с близкими и низкая социализация, различия в образовательных подходах и т.д. Поэтому она и работала в этом направлении. Почему она выбрала капоэйра? Елена отмечает - все просто! В целях борьбы с академическим стрессом, она записалась на курсы боевых искусств, и на себе почувствовала все положительные влияния этого афро-бразильского спорта. «Капоэйра включает в себя много элементов (акробатика, физическое развитие, музыка, пение, игра на музыкальных инструментах, этнический компонент), и имеет просоциальную природу. Студенты не просто приходят в спортклуб на тренировку, это для них единственное место социализации и социоинтеграции с местными студентами. Музыкальный компонент - один из самых главных. Ритм африканского барабана, ритм в главных движениях, ритм в песнях (на португальском), а также пение в кругу (часто я вспоминала наш хор, мои певческие навыки пригодились), и само значение песен (о силе духа
африканских рабов и стремление их к свободе) - все это вовлекает и поглощает в атмосферу целиком. Методом моего исследование были 8 глубинных интервью и включенные наблюдения на протяжении 10 месяцев. Результаты показали, что капоэйра благоприятно повлияла на психологическую и социокультурную адаптацию международных студентов, а именно снижение стресса, поднятие самооценки и самоэффективности, развитие социальных и межкультурных навыков, интеграция в новом
окружении и чувство принадлежности к обществу, социальная поддержка». Сейчас Елена работает научным сотрудником Radboud University в г. Неймеген (Нидерланды), является разработчиком авторского специального курса "Молодежная работа для молодежи, подверженной риску" (Youth Work for Youth At-risk). Предстоящую профессиональную деятельность она связывает с координацией проектов по интернационализации университетов. В своем письме Елена выражает благодарность ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и своим первым учителям за базу. Она пишет, что ей очень пригодились знания по педагогике и психологии, английскому языку, навыки написания выпускной квалификационной работы, сформированные на родном факультете. Как напутствие студентам она также отмечает, что конечно были и трудности по статистической и количественной обработке данных (SPSS), различия в образовательном подходе: «80% знаний нужно добывать самостоятельно, лекции были всего раз в неделю, огромное количество литературы, которую надо прочитать, понять и сдать экзамены». На факультете уже давно сложилась добрая традиция проведения он-
лайн встреч нынешних студентов и выпускников, и Елена не исключение. Она выразила надежду поучаствовать в специальных он-лайн встречах по конкретным проектам.
Проекты и достижения Елены Колесниченко можно найти на ее сайте https://elaltunbas.wixsite.com/ilabour/projects